Оформление нотной обложки. Россия 19-20 век.
Частная коллекция

Бровцын

 

Биография художника

Алексей Александрович родился 12 августа 1908 г. в г. Батуми в семье кадрового морского офицера, героя русско-японской войны А. А. Бровцына. В традициях дворянского рода Бровцыных была государственная служба. Бровцыны были потомственными военными, моряками, дипломатами. Отец Алексея Александровича, Александр Алексеевич, командовал контр-миноносцем "Грозовой" и был участником героической обороны Порт-Артура.

По всем статьям, Алексею Бровцыну на роду было написано продолжить традиции рода и стать морским офицером. Но он выбрал другую стезю – мечтал стать художником. Подлинной его страстью был театр.

Учёба
Учился в Тифлисской АХ (1924-1926) у О. А. Шарлеманя, затем на декоративном факультете Азербайджанской высшей художественной школы в Баку (1926-1929). Ещё студентом входил в Объединение молодых художников Азербайджана (ОМХАз).
В июне-июле 1928 г. по заданию НКП АзССР совершил художественную поездку по республике. Участвовал в I-й выставке ОМХАз (1928, Баку).
Окончив Азербайджанскую ВХШ, в 1929 году едет в Ленинград, где поступает на режиссерский факультет Ленинградского техникума сценических искусств (1929-1932). По окончании учебы вплоть до 1941 г. работал художником-постановщиком в театрах Ленинграда и Кронштадта.

Великая Отечественная Война
Начало Великой Отечественной войны положило конец мирной жизни. Алексей Александрович Бровцын уходит на фронт. В 1941- 1942 г.г. храбро воевал на одном из труднейших участков Ленинградского фронта. За проявленное мужество награжден Орденом Славы III степени и медалями.
В 1943 году после тяжелого ранения, приведшего к инвалидности, он был комиссован и уехал в эвакуацию в Среднюю Азию.

 

Творческий путь

С 1943 г. работает художником-постановщиком Киргизского драматического театра. Интересной работой того периода стала постановка спектакля "Курмамбек" по мотивам народного киргизского эпоса "Манас". Редкие уцелевшие эскизы того времени свидетельствуют о высоком художественном мастерстве и профессионализме.

После войны А. А. Бровцын переезжает в Эстонию. С 1946 г. - зав. постановочной частью и главный художник Театра Красного Балтийского Флота, работал в газете "Советская Эстония".
С 1951 г. – главный художник театра Советской Армии в Таллине.
С 1953 г. – художник при Таллинском Доме офицеров флота.
С 1954 г. – зав. постановочной частью и главный художник Государственного драматического театра ЭССР (г. Таллин).
1957-1960 гг. – художник-постановщик Амурского областного драматического театра (г. Благовещенск).

С 1960 г. – жил и работал в г. Йошкар-Оле. Работал в театрах города, занимался преподавательской деятельностью в МАРХУ (ЙОХУ) и ДХШ. В 1960 году организовал Марийское отделение Всесоюзного общества филателистов и в течение 20 лет был его бессменным председателем. Умер 14 марта 1981 г. в Йошкар-Оле.


А. А. Бровцын среди коллег по Йошкар-Олинскому художественному училищу

Более 30 лет Алексей Александрович проработал художником-постановщиком, оформил спектакли для театров и студий Ленинграда, Кронштадта, Таллина, Благовещенска: "Мстислав Удалой" И. П. Прута (1930; Театр "Стройка" Московско-Нарвского Дома культуры, Ленинград), "Ревизор" Н. В. Гоголя (1931, Театр под руководством П. Н. Гайдебурова, Ленинград), "Похождения бравого солдата Швейка" Я. Гашека (1933, Театр Краснознаменного Балтфлота, Кронштадт), "Курмамбек" по мотивам народного киргизского эпоса «Манас" (1943,г.Токтогул, Киргизская ССР), "Молодая гвардия" по роману А. А. Фадеева (1947, Театр Балтийского флота, Таллин), "Встреча с юностью" А. Арбузова (1948, Театр Балтийского флота) "Персональное дело" А. П. Штейна (1956, Русский драматический театр ЭстССР, Таллин), "Город на заре" А. Н. Арбузова (1957, Русский драматический театр ЭССР, Таллин), "Именем революции "М. Ф. Шатрова (1958, Амурский областной драматический театр, Благовещенск).

В Марийской АССР в разные годы им поставлены спектакли: "Платон Кречет" А. Корнейчука, "Волки и овцы", "Женитьба Белугина" А. Островского, "Фуэнте Овехуна" ("Овечий источник") Лопе де Вега, "Отелло" Уильяма Шекспира, "Возмездие" А. Крупнякова, "Замок Броуди" Арчибальда Кронина, "Весна в Москве" В. Гусева, "Моя семья" Эдуардо де Филиппо, "Блудный сын" Э. Ранета, "Дуэнья" Ричарда Шеридана, "На дне" Максима Горького, "Мякину в сторону" П. Эсенея "Кугу толкын" ("Большая волна"), "Последний решительный" С. Николаева и др.

 

Выставочная деятельность

Алексей Александрович Бровцын выставлялся с 1928 года. Принимал участие в I-й выставке ОМХАз (1928, Баку), в выставке "Художники советского театра (1917–1935)" (1936, г. Ленинград), в Марийской республиканской художественной выставке (1962, г. Йошкар-Ола) и др.
В 2008 году в Республиканском музее изобразительных искусств состоялась персональная (посмертная) выставка, приуроченная к 100-летию со дня рождения художника, где раскрылись новые грани его дарования. Экспозицию составили графические работы – натюрморты, портреты, пейзажи, театральные эскизы, выполненные в различных техниках и представляющие необычайно привлекательное, светлое, радостное искусство.

 

Из истории рода Бровцыных

Бровцыны – старинный русский дворянский род. Род Бровцыных издревле верой и правдой служил Отечеству на военном и дипломатическом поприще.

Среди предков художника Алексея Александровича Бровцына значатся многие славные имена, вписавшие свое имя в историю России. Еще царь Иван Грозный 2 октября 1550 г. за заслуги перед государством пожаловал дворян Бровцыных поместьями в Московском уезде. 
Николай Бровцын участвовал в походе на Астрахань в 1554 г. и был отправлен послом к ногайским князьям.
Михаил Бровцын служил воеводой в Ржеве-Заволочье в 1567 г.
Инок Илларион Бровцын отличился при обороне Троице-Сергиевой лавры от поляков (1608-1610 гг.) в Смутное время, а в 1612 году, вместе с другими монахами был послан от архимандрита Дионисия и келаря Авраамия в Ярославль, к вождям земского ополчения Минину и Пожарскому.
Исайя Бровцын был стольником Петра I. Севастьян и Григорий Григорьевичи Бровцыны были депутатами в Уложенной комиссии при императрице Екатерине II.

Семейной традицией рода Бровцыных издревле считалась государственная военная служба. Среди предков Алексея Бровцына особенно много моряков. Достаточно назвать хотя бы директора комиссариатского департамента морского министерства, генерал-лейтенанта Сергея Михайловича Бровцына.
Одной из ярких фигур из рода Бровцыных был также Павел Алексеевич Бровцын – офицер, помощник Начальника гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на пароходе "Пахтусов", известный исследователь Заполярья, чьим именем впоследствии был назван один из островов в Северном Ледовитом океане. Будучи ученым-гидрографом, П. А. Бровцын также принимал активное участие в испытаниях первых русских субмарин. Дед художника по отцовской линии Алексей Александрович Бровцын дослужился до контр-адмирала.

Родители художника
Отец Александр Алексеевич Бровцын
 (фото) окончил Минный офицерский класс Морского Кадетского Корпуса, служил на эскадренном броненосце "Наварин". Сделал истинную для русского офицера карьеру, дослужившись от мичмана до капитана 1 ранга. Командовал в свое время контр-миноносцем "Грозовой", входящем в состав Первой эскадры Тихоокеанского флота, и был активным участником героической обороны Порт-Артура. За личную храбрость был награжден орденами: Св. Анны 3 степени с мечами и бантом, Св. Владимира 4 степени с мечами и бантом, Св. Станислава 2 степени с мечами, Св. Анны 2 степени с мечами. В годы I Мировой войны занимал пост начальника Восточного района береговых наблюдательных постов и станций Черного моря.

Мать художника, Вера Михайловна (фото), происходила из рода Сниткиных. Таким образом, Анна Григорьевна Сниткина, жена Фёдора Михайловича Достоевского, приходилась Алексею Александровичу Бровцыну двоюродной бабушкой.

Материалы из семейного архива Бровцыных предоставлены вдовой художника Валентиной Никаноровной Кукушкиной, материалы по биографии членов семьи Бровцыных частично предоставлены Владимиром Викторовичем Толкачевым, исследователем Русско-Японской войны.

Герб Бровцыных
Герб Бровцыных (фото) помещен в Общий Российский гербовник. В щите, имеющем красное поле, изображены три золотых креста и в середине кольцо. Щит увенчан дворянским шлемом и короною со страусовыми перьями. Намёт на щите красный, подложенный золотом.

http://rmii.ru/virtualnaya-vystavka-brovcyna-k-110-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-hudozhnika

 

 

Подписка на новости

Будьте в курсе актуальных событий и предложений!

Мероприятия

О коллекции

Кратко о коллекции

Узнать больше