Оформление нотной обложки. Россия 19-20 век.
Частная коллекция

О коллекции

Дорогие друзья!

Оформление и иллюстрирование нотных изданий стоит особняком в богатейшей графической культуре первой трети прошлого века. На протяжении более десяти лет, вместе с коллегами по увлечению Владимиром Бисенгалиевым, Константином Смольниковым и Владимиром Кричевским, я прошёл путь от любопытства к импозантным тетрадкам до их методичного коллекционирования. Моё собрание, безусловно, не претендует на полноту, но оно уже достаточно представительно. К великому сожалению, Смольникова и Бисенгалиева уже с нами нет. Без приятельского соперничества с ними, без регулярного общения и обмена информацией не могла сложиться предлагаемая вашему вниманию коллекция. Слова благодарности и доброй памяти ушедшим друзьям.

Чем характерна подборка? Большая и самая интересная её часть относится к благословенным 20-м годам, к эпохе НЭПа, завершившейся в начале 30-х годов. Разбогатевшие нэпманы – частные торговцы, лавочники и ремесленники, чуждые революционной романтики и не озабоченные конъюнктурными соображениями служения новой власти, оказались в этот период на видных, если не на первых ролях. Нуворишей меньше всего интересовало высокое искусство. Их главным развлечением стали домашние танцевальные вечера, кабаре, рестораны, мюзик-холлы. Близкой им по духу оказалась небольшая группа художников, безусловно, профессиональных и ловких, оформлявших ноты по заказу авторов лёгкой музыки. Мастера (как видится – старого закала) выбрали промысел, далекий от выставок, шумных дискуссий и идеологической борьбы на культурном "фронте". Они-то и задали тон в весьма прибыльном сегменте рекламы музыкальных сочинений, а также эстрадных и цирковых представлений. Отсутствие в этом сегменте жёсткой цензуры и политического заказа, сами вкусовые приоритеты авторов музыки и заказчиков изданий, позволили нескольким художникам в течение приблизительно пяти лет разработать целый пласт графических вещей, которые мы сегодня с радостью и не без удивления разглядываем и изучаем.

Представленные на сайте группы (по 50–60 обложек каждого автора) доносят стиль и художественные приемы самых примечательных и плодовитых мастеров жанра, таких как Фролов, Рогачёв, Гольштейн, Штамм (Москва), Беркович (Киев), Кащеев (Ростов). Коллекция интересна ещё и тем, что работы этих авторов в других жанрах практически неизвестны. Между тем в оформлении нот эпизодически участвовали и именитые мастера, включая братьев Стенберг, Малевича, Лисицкого, Родченко, Кирилла Зданевича, Попову, Митурича, Мансурова, Якулова, Кульбина. Эти яркие имена также представлены в моей коллекции.

Слабо изученный графический пласт, при недостатке информации о его разработчиках, таит интригующую возможность новых находок и даже сенсаций. Я открыт к общению с друзьями по интересу и был бы им благодарен за любезные сообщения об изданиях или, может быть, изображения изданий, не представленных на сайте. Буду также признателен за любую информацию о художниках, печатниках, равно как и заказчиках нотных обложек  20-х годов ХХ века.

Александр Павленко

Подписка на новости

Будьте в курсе актуальных событий и предложений!

Мероприятия

О коллекции

Кратко о коллекции

Узнать больше